1) Классификация рыночных структур
2) Совершенная конкуренция. Её достоинства и недостатки. Равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции.
3) Монополия. Её признаки. Поведение фирмы в условиях монополии.
4) Монополистическая конкуренция. Особенности поведения фирмы в условиях монополистической конкуренции.
5) Фирма в условиях олигополии.
6) Антимонополистическая политика государства.

1. Классификация рыночных структур
Природа продукта
Количество продавцов

Один
Несколько
много

Однородный
Чистая монополия
Однородная олигополия
Совершенная конкуренция

Дифференцированный
-
Дифференцированная олигополия
Монополистическая конкуренция

Классификация структуры рынка базируется на определении количества продавцов и природы продукта. Однородность означает, что продукты являются совершенными заменителями (субститутами). Дифференциация предполагает, что продукты различаются физическими свойствами, объёмом предоставленных услуг, географической распространённостью.

2. Совершенная конкуренция – исторически первый тип рыночной структуры, возникла в XIX веке.
Преимущества – смотри тему 5.
Недостатки:
1) Совершенная конкуренция учитывает лишь те издержки, которые окупаются, т.е. есть возможность заплатить за товар. В тоже время существуют издержки, которые не учитываются фирмами, их осуществляет общество.
2) Она не предусматривает производство общественных благ, которые приносят удовлетворение потребителю, но не могут быть оценены поштучно.
3) Не всегда возможно обеспечить концентрацию ресурсов для ускорения научно-технического процесса.
4) Совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции. Она не учитывает широкий диапазон потребительского выбора.
Фирма совершенного конкурента: любая фирма ставит конкретную задачу, которая сводится к максимизации прибыли. Следовательно, для того, чтобы решить эту задачу, фирма должна определить, каков должен быть оптимальный объём производства, какова должна быть цена продукции, по которой фирма будет её реализовывать.
Особенности поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции:
 На каждую фирму приходится небольшая доля рынка данной продукции.
 Кривая спроса фирмы имеет горизонтальный вид – это означает, что любой объём продукции фирмы будет продавать по одной и той же цене
Для фирмы совершенного конкурента равновесие может устанавливаться как в условиях короткого, так и длительного (долгосрочного) периода.
Короткий период – это промежуток времени, в течение которого фирма не может изменить ни размеры своих производственных мощностей, ни количество машин и оборудования. Может оперировать тем, что она имеет определённые товарные запасы.
Длительный период – это промежуток времени, в течение которого фирма получает возможность изменять мощность своих производственных сооружений, а, следовательно, и технологий.

TR = P*Q
AR = TR/Q = P*Q
MR = ∆TR / ∆Q = d(P*Q) / dQ = P* dQ/dQ = P*
P* = AR = MR

AR – общий доход
MR – предельный доход
P* - оптимальная цена, по которой фирма реализовывает продукцию

Т.о. для фирмы, действующей на совершенном конкурентном рынке, предельный доход равен цене, т.к. за каждую единицу проданного товара фирма получит рыночную цену вне зависимости объёма.

РИСУНОК №16

Отсюда следует, что конкурентная фирма является получателем цены в отличие от фирмы монополиста (ценоискатель), то, следовательно, она может продать столько продукции, сколько захочет. Максимизировать прибыль можно только зная объём продукции.
Две задачи, которые решает фирма совершенный конкурент, являются в определении объёма продукции. При U-образной кривой средних издержек, единственным краткосрочным уровнем, соответствующем максимизации прибыли будет объём, при котором предельные издержки равны предельному доходу.

MC = MR

Все составляющие равновесия фирмы в условиях совершенной конкуренции.

РИСУНОК №17

Е – оптимальный объём

Условие равновесия фирмы в короткий период совершенной конкуренции:

P* = MR = AR = MC = ATC

В отличие от короткого периода, в течение которого все факторы производства, используемые фирмой, являются фиксированными, длительный период характеризуется тем, что задачу выпуска того или иного объёма продукции фирмы может решать, меняя все вводимые ресурсы.
Поскольку все факторы являются переменными, то фирма стремится расширить объём выпуска так, чтобы издержки на производство единицы продукции были минимальными.
В долгосрочном периоде отсутствуют постоянные издержки, а средние переменные издержки равны средним общим издержкам.
Следовательно, длительный период характеризуется тем, что существует столько кривых средних издержек, сколько исследуется технологий.

РИСУНОК №18

С – стоимость

Из этого графика следует, что средние издержки до определения объёма выпуска будут снижаться, а затем постепенно возрастать.
Наиболее эффективным вариантом в данном случае следует считать вариант, где объём продукции составляет Q2.
Условия равновесия фирмы в долгосрочный период можно выразить следующим образом:

P* = MC = MR = min L AC

MC – предельные издержки
MR – предельный доход
min L AC – минимальные средние издержки

3. Монополия – это такая рыночная структура, когда одна фирма производит (является производителем) товара или услуги, у которой нет близких заменителей.
Признаки монополии:
 Одна фирма является производителем данного продукта и единственным поставщиком услуг.
 Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей с точки зрения покупателя, а это означает, что нет приемлемых альтернатив.
 Чистый монополист диктует цену и осуществляет над ней существенный контроль.
 Если монополист собирается продолжить своё существование, то он будет всеми средствами блокировать вступление в отрасль новых фирм.
Монополист отличаются от совершенного конкурента тем, что определяет цену и объем производства, но при этом стратегия монополиста при решении данной задачи имеет особенности. Соблюдается условие: P>MC=MP.
РИСУНОК №19
РИСУНОК №20
РИСУНОК №21
Стратегия монополиста при этом имеет особенности, которые заключаются в том, что он стремится избежать неэластичного участка спроса.
Из данного графика видно, что монополист решает 2 задачи: 1) определение выпуска продукции и сознательное ограничение его, поскольку с ростом продаж падает цена; 2) разработка и реализация ценовой стратегии.
Решая 1) задачу монополист стремится максимизировать прибыль, что возможно при определенных условиях. Прибыль у монополиста, как и совершенного конкурента, определяется исходя из равенства P>MC=MP, определяется искомый объем продукции монополиста.
2) Монополист определяет монопольную цену. Монопольная цена определяется исходя из P>MC=MR. Эта цена обеспечивает монополисту сверхприбыль. (AЕ0Е - потери общества (в денежном выражении) в связи с деятельностью монополии.
ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ УРОВЕНЬ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ. РАСЧЕТ КОЭФФИЦИЕНТА ЛЕРНЕРА И ХЕРФИНДАЛЯ-ХИРШМАНА. («Курс микроэкономики» Нуреев.)

4. Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию (дифференцированную).
Признаки:
 Каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, о отсюда она имеет ограниченный контроль над ценой.
 В наличии сравнительно большого числа фирм к тому же гарантирует, что тайный сговор, согласованное действие фирм с целью ограничения объема производства и искусственного повышения цен невозможно.
 При многочисленности фирм в отрасли отсутствует взаимная зависимость между ними. Каждая фирма самостоятельно определяет свою политику, не учитывая при этом реакцию со стороны другой фирмы.
Поведение фирмы в условии монополистической конкуренции.

РИСУНОК №22

DC – кривая спроса фирмы совершенного конкурента.
DM – кривая спроса домонополистического конкурента.

Если в условии совершенной конкуренции кривая спроса (DC) параллельна оси абсцисс (Q), то в условиях монополистической конкуренции она приобретает небольшой отрицательный наклон – это означает, что кривая спроса менее эластична, чем при совершенной конкуренции. Дифференциация продукта проявляется в дифференциации цены. Потребитель, привыкший к потреблению того или иного товара или услуги, не сразу откажется от его покупки, даже если цена немного возрастет.
Отрицательный наклон кривой спроса означает также, что в условиях монополистической конкуренции, продукции производится меньше, хотя и при более высокой цене.
Издержки монополистической конкуренции: производство меньшего объема продукции по более высоким ценам означает, что монополистическая конкуренция менее эффективна, нежели совершенная. Отрицательная сторона: на практике, в реальной экономике, она ведет к неполной загрузке производственных мощностей.

5. Олигополия представляет собой тип рыночной структуры, когда имеет место две или несколько фирм, производящих как однородную, так и дифференциальную продукцию.
Признаки олигополии:
 Не многочисленность фирм в отрасли (не более 10)
 Существуют высокие барьеры для вступления в отрасль
 Существует всеобщая взаимозависимость, т.е. олигополия возникает только тогда, когда фирм в отрасли мало и каждая из них формирует свою ценовую политику, учитывая мнения других фирм (реакцию со стороны конкурентов).
Модели ценообразования в условиях олигополии:
1) Существует фирма, которая контролирует не менее 50% объема производства. Остальные фирмы в данной отрасли следуют в ценообразовании за фирмой-лидером.
2) «Тайный сговор о лидерстве»: несколько фирм, будучи лидерами, заключают «тайное соглашение» о ценах.
3) «Издержки +»: фирма - олигополист ориентируется на реальные издержки, с учетом того, что она получит дополнительную прибыль.

6. ??????????????