На долю человеческого разума выпала странная судьба: его осаждают вопросы, от которых он не может уклониться, т. к. они навязаны ему его собственной природой. Однако разум может ответить на них, т. к. они превосходят возможности его разума.
В такое затруднение разум попадает не по своей вине. Разум использует на опыте основоположения. Но с каждым разом перед ним возникаю все новые и новые вопросы. Поэтому ему приходится прибегнуть к основоположениям, которые выходят за пределы всякого возможного опыта, которые кажутся несомненными. Возникает вопрос, что можно достигнуть посредством разума, если не прибегать к помощи опыта и к его данным.
Понять достоверную природу наукой возможно лишь на основе идеалистического учения о пространстве, о времени и предметах опытного знания.
Истинная задача чистого разума заключается в вопросе: как возможны априорные синтетические суждения?
Априорное знание – познание независимое от опыта и даже от чувственных впечатлений. Априорные знания отличаются от эмпирических знаний, которые имеют свой источник – опыт.
Решение поставленной задачи заключает в себе возможность чистого разума при создании и развитии всех наук, содержащих априорное теоретическое знание о предметах.
Таким образом критика разума приводит к науке. Отсюда вытекает идея особой науки, которую можно назвать критикой чистого разума.
Разум – есть способность, дающая нам принципы априорного знания. Поэтому чистым Кант называет разум, содержащий принципы безусловного априорного знания.