Фридрих Ницше (1844-1900) – немецкий философ.
Периоды его философии:
1) Философский период.
Преподавательская, научно-исследовательская деятельность профессора в университете.
Книга: «Рождение трагедии из духа музыки».
2) Философский период 1878-1888гг. Критический период.
Здоровье в первый период подорвано и не позволяет преподавать. Выходит на пенсию, становится одиноким. Образ странника.
Книги: «Так говорил Заратустра» 1883-1885гг., «По ту сторону добра и зла», «Веселая наука», «Ессе Номо», «Антихрист».
Период переоценки всех ценностей.
3) Период безумия.
В 1889г. произошло психическое расстройство. Повод: Фридрих, находясь в состоянии созерцания на природе, увидел, как наездник избивает до крови лошадь = срыв нервной системы.
1906г. – вышла книга «Воля к власти». Книга не дописана и отредактирована его сестрой.
Принцип его философии: «Я могу, я хочу, но я не должен».
Дионисийская философия. Дионис – возврат к природе, бог любви, вдохновения, радости.
Его произведения написаны на особом языке – языке афоризмов. Афоризм – форма вечности: стихи, символы, образы, метафоры, пророчества.
Язык Ницше – язык экспериментов, он мастер экспериментального слова.
3 стадии творческого развития духа человека-гения: Верблюд, Тигр, Ребенок.
1. Верблюд, как образ накопления чужих ценностей. Усвоение человеческого знания. Приобщение индивидуального духа ко всему человеческому знанию. На стадии освоения чужих мыслей, взглядов. Длится очень долго.
2. Тигр, лев. Период критический: отдаление чужих ценностей, отрицание традиций, сброс авторитетов, отказ от устроенных ценностей. Человек – воин. Ницше объявляет крестовый поход своим ценностям.
3. Создание новых ценностей. Порождение новых идей. Гениальное творчество. Созидатель новых идей и ценностей.
5 ведущих тем размышления:
-Нигилизм – отрицание, ниспровержение чего-то устоявшегося. Основная характеристика нигилизма: «Бог умер» – принцип Ницше.
-Переоценка всех прежних ценностей - Рухнули все ценности, на которых стояла культура: религиозные, эстетические, этические, социальные. Рухнувшие ценности заключались в утверждении высших, неземных, божественных ценностей, целей. Центральная идея старой культуры – идея бога, христианского бога. Люди заменили эти ценности другими: польза, прогресс, богатство, власть. Появилась ценность как индивидуализм – эгоизм. Ценность самодовольства, любви по отношению к себе. Критика прежних ценностей. Ницше критикует христианство. Критика высших ценностей христианской морали: сострадание (замена страданием), покорность, смирение, ненависть к инакомыслию, свободе, мужеству и силе. Ему не нравится образ бога, идея бога.
-Учение о воле к власти – принцип новой морали, жизни, основанный на = мотивах:
+ Я хочу и я могу
+ Чего я хочу?
+ Я хочу жить инстинктами (любить, радоваться жизни)
Воля к власти – воля к силе, к могуществу – это критерий счастья. Этого можно достичь, если только человек является воином. Для воина нужна война, сопротивление. Воля накапливается, когда мы стремимся к преодолению страдания. Драма жизни делает человека сильным. Пережить мир, как трагедию, может только сильный человек.
-Идея сверхчеловека – Заратустра – прообраз сверхчеловека. Человек есть канал, мост между миром животных и сверхчеловеком. «Человек – это то, что должно превзойти». У Ницше человек – бог. Он создает идею человека-бога, физически и духовно сильной личности. «Человек – переходная стадия».
-Идея вечного возвращения – время –круг. Все возвращается против прогресса. Идея тождественного возвращения может быть принята ч-ком, если вернется только лучшее.