1) Предмет экономической теории. Её функции.
2) Метод эк.т.
3) Эк.т. и её связь с экономическими и естественными науками.
4) Основные этапы развития эк.т.

1. Согласно К.Макконелу и С.Брю: «Экономика – это исследование поведения людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг».
Эта формулировка уточняется Самуэльсоном, который вводит в эк.т. очень важный принцип – принцип редкости ресурсов.
Он пишет: «Экономика есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия избирают для производства различных товаров и распределения их в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества».
Традиционное содержание предмета эк.т. было дано Макконелом и Брю в следующей трактовке: «Экономика исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управление  ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей».
В дальнейшем, представители неоклассической теории выделили 5 фундаментальных проблем:
 Что следует производить и какой набор товаров и услуг наиболее полно удовлетворяет потребности людей.
 Сколько следует производить и какую часть имеющихся ресурсов необходимо использовать.
 Как эту продукцию следует производить, а, следовательно, как организовать производство и какую технологию следует использовать при производстве.
 Как эту продукцию необходимо разделить, и для кого она предназначена
 Каким образом экономическая система способна адаптироваться к изменяющимся условиям, касающихся изменений в потребительском спросе и поставках ресурсов и технологий.
Экономическая теория включает в себя следующие составляющие:
 Микроэкономика, которая имеет дело с изучением поведения отдельных хозяйствующих субъектов.
 Макроэкономика изучает экономику в целом, либо её рассматриваемые в агрегированном виде отдельные сектора (гос-во, заграница, с/х).
 История экономических учений – рассматривает различные научные школы и концепции.
Функции экономической теории:
 Познавательная – реализация данной функции заключается в том, что познаются условия деятельности, экономические процессы и явления, закономерности и факторы экономического роста.
 Методологическая – экономическая теория создаёт методологический инструментарий для всех остальных экономических наук.
 Практическая – положения экономической теории проверяются на практике в ходе экономических экспериментов и хозяйственных реформ.
 Прогностическая – предполагает разработку различных социально-экономических прогнозов на основе изучения тенденции развития экономики.

2. Метод исследования – определяет, что изучение начинается с анализа и обобщения конкретных фактических материалов.
В дальнейшем в процессе исследования происходит постепенное проникновение в сущность экономических процессов, раскрываются внутренние зависимости и экономические законы.
Метод исследования включает в себя:
 Метод научной абстракции
Заключается в отвлечении в процессе познания от внешних, несущественных сторон данного явления и выделении глубины сущности данного процесса.
 Метод анализа и синтеза
В процессе анализа экономическая теория разлагает экономические отношения на отдельные составляющие.
Синтез – воссоздаёт единую целостную картину об экономическом процессе.
 Индукция и дедукция
Индукция – обеспечивает переход от изучения единичных факторов к общим положениям и выводам.
Дедукция – делает переход от наиболее общих выводов к наиболее частным.
В экономической теории используются также другие методы:
 Метод единства исторического и логического
 Метод восхождения от простого к сложному
 Метод единства качественного и количественного анализа

3. Экономическая теория тесно связана с другими экономическими науками, которые можно разделить на три группы:
1) Общие, которые изучают экономическую структуру общества в целом, теоретическом и историческом аспекте
2) Специальные, которые изучают отдельные существенные черты и стороны экономического строя общества в целом (финансы, статистика, налогообложение).
3) Отраслевые, изучающие экономику отрасли в целом.
Экономическая теория тесно связана с естественными науками, но косвенным образом через развитие производительных сил. Развитие производительных сил и связанное с ним развитие производственных отношений обусловлено развитием научно-технического процесса в той или иной экономической системе, а последней определяется уровень развития естественных наук (физика, химия).

4. Этапы развития экономической теории (школы).
1. Меркантильная школа – 2 периода: ранний – середина 16 в., поздний – 17в.
Основные идеи:
 Золотые и серебряные деньги и сокровища олицетворяют богатство нации.
 Приумножение богатства требует протекционистских мер по регулированию внешней торговли (поощрение экспорта, сдерживание импорта, поддержка национальной промышленности)
 Конкуренция вредна, её нужно избегать.
Система торгового баланса – Серра, Малейнс – важно, чтобы общая сумма вывозимых товаров в денежном изменении превышала аналогичный показатель ввоза.
Добавленная стоимость – приращение стоимости в результате обработки материала.
Важный момент – колониальная экспансия – захват внешних рынков.
Недостатки теории:
 Наивное отожествление богатства и денег
 Сильный акцент на развитие промышленности
 Источник богатства искали лишь в сфере обращения (в торговле)
Представители: Антуан Монкретьен, Томас Мен, Серра, Малейнс.

2. Физиократия – «природовластие»
Основные идеи:
 Экономический либерализм – невмешательство государства в экономическую жизнь общества.
 Исключительная производительность труда, прилагаемого к земле. Земля – единственный источник богатства народов. Только из земли берется чистый продукт.
Чистый продукт – сумма производимого продукта за вычетом затрат на его производство.
Этот избыток – дар природы, который можно получить лишь приложив труд к земле. Промышленный же труд придает продукту земли новую форму.
Общество делили на 3 класса: крестьяне – производительный класс, ремесленники – бесплодный класс, дворяне – бессильный класс.
 Единый земельный налог.
Представители: Ф.Кенэ, А.Тюрго.

3. Классическая школа (политэкономия): к. 18 – н. 19 вв.
Представитель: Уильям Петти (1623-1687) – его труды – «Политическая арифметика», «Трактат о налогах и сборах».
Национальное богатство – земля и остальное имущество (земля, сооружения, скот, домашнее имущество, запасы).
4 производственных фактора: земля, труд, квалификация работника, средства труда (1 и 2 –главные факторы, 3 и 4 – второстепенные).
Представитель: Адам Смит (1723-1790) – трактат «Исследование о природе и причинах богатства народов».
 Идея о «невидимой руке» (рыночные законы)
 Источник богатства – годовой труд каждой нации
 Важную роль играет разделение труда
 Теория стоимости и цены – труд является единственным всеобщим и единственно точным мерилом стоимости.
Представитель: Давид Рикардо (1772-1823) – «Начало политической экономии и налогового обложения»
Рассмотрел проблемы стоимости, ренты (прибыль землевладельцев), налогов.
В стоимости товаров следует учитывать не только труд, затрачиваемый на их производство. Истинная стоимость товаров, обладающих полезностью зависит не только от количества труда, требуемого для их производства, но и от редкости предметов.

4. Марксистская школа
Основатель – Карл Маркс
Все продукты производства создаются трудом рабочих. Затраты труда образуют стоимость товара. Капиталист оплачивает только часть труда рабочего, чтобы тот мог иметь некий минимум средств существования (необходимый продукт). Разница – прибавочный продукт образует прибавочную стоимость, которая становится капиталистической прибылью.

5. Неоклассическая школа
Основатель – Маршалл – главный труд «Принципы экономики».
Характеризовал экономическую деятельность людей, как «частную» ситуацию, т.е. на уровне фирмы, отрасли.
Центральное место в исследованиях занимает проблема свободы ценообразия на рынке.
Представитель: Дж.Б.Кларк – гл. труды «Философия богатства», «Распределение богатства».
Сформулировал закон предельной производительности: цена фактора производства обусловлена ее относительной дефицитностью. Суть закона: фактор производства – труд или капитал – может приращиваться до тех пор, пока стоимость продукта, производимого этим фактором не сравняется с его ценой.
Представитель: В.Паретто
Исследовал проблемы общего экономического равновесия.
В работе «Учение политической экономии» сформулировал понятие общей максимальной полезности (оптимум Паретто).

6. Кейнсианство
Экономическое учение о необходимости и значимости государственного регулирования экономики посредством широкого использования государством фискальной денежно-кредитной политики.
Дж.Кейнс – гл. труд «Трактат о вероятности»
2 тенденции: американская и европейская.

7. Институционально-социологическое направление
Институциализм – альтернатива неоклассического направления экономической теории.
Течения институционализма:
 Социально-психологическое (Т.Ведлен)
 Социально-правовое (Дж.Коммонс)
 Конъюктурно-статистическое (Митчелл)