Процессы огосударствления и разгосударствления объектов собственности играют большую роль для экономического развития многих стран. Во многих странах эти процессы стали инструментом государственного регулирования экономики. Становление рыночных отношений в России также строилось на основе использования процессов разгосударствления и приватизации. Мгновенное становление рыночных отношений при переходе от административно-командной экономики к рыночной экономике невозможно. Такой переход требует преобразования экономических, политических, правовых и социальных отношений. Преобразование всех перечисленных отношений требует времени. Период, в течение которого происходит замена старых отношений новыми, называется переходным периодом. В России переходный период характеризуется постепенной заменой административно-командных форм хозяйствования рыночными.
Первым этапом создания новых экономических отношений был процесс разгосударствления, начавшийся в 1985 году. Процесс разгосударствления предполагал создание альтернативных государственной форм собственности и форм хозяйствования. На первом этапе основной альтернативой государственной форме собственности стала кооперативная форма, а альтернативной формой хозяйствования выступила арендная форма. Наличие альтернативных форм собственности и хозяйствования не разрушило основ государственной формы собственности, но показало ее неэффективность.
В таких условиях закономерным процессом стало развитие приватизационных процессов с целью повышения эффективности производства.
Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными организациями общественной собственности в частный сектор.
Важным моментом организации приватизации является выбор между ваучерной (чековой) и денежной приватизацией. Ваучерная концепция, характерная для бывших социалистических стран, исходит из того, что государственная собственность представляет собой комбинацию или сумму имущественных прав всех граждан, сособственников, поэтому необходим раздел государственного имущества поровну среди всех жителей страны. Такой способ представляет наиболее простую форму приватизации.
Существенным недостатком ваучерного механизма является нарушение нормальной работы всех финансовых инструментов общества. С точки зрения финансового обращения, ваучер представляет собой ценную бумагу, а с другой стороны, он не связан напрямую с денежным механизмом и не может быть учтен.
Декларируемая социальная справедливость ваучерной приватизации также не выдерживает критики. Механизм действия рынка ваучеров практически выводит низкооплачиваемые слои населения из участия в приватизации предприятий, а трудящиеся оказываются под влиянием элитных групп и действуют в их интересах.
Кроме бесплатной передачи объектов собственности существует несколько возмездных методов приватизации.
1. Прямая открытая продажа акций (полностью или с сохранением доли за государством) государственных предприятий. Этот механизм был избран, например, в Египте, в Венгрии и на Ямайке. Он требует предварительной корпоратизации государственных предприятий. Его существенным недостатком является тот факт, что в условиях слаборазвитого фондового рынка открытая продажа акций является дорогостоящим и трудным с технической стороны делом, когда существует опасность социального недовольства приватизацией. Конкурсная форма приватизации получила также распространение в Великобритании. Достоинством такой формы является то, что на основе конкурса государство реализует собственность не только исходя из экономических интересов, но и из социальных, т. е. предприятие продается тому субъекту, который предполагает использовать объект собственности с наибольшей пользой для общества в целом.
2. Аукционная продажа акций населению. Она применялась в Мексике и Венгрии. Названная форма приватизации возможна в странах с достаточным накоплением частного капитала, когда население может денежные накопления обменять на реальные материальные ценности.
3. Ликвидация предприятия и распродажа его имущества в целях выплаты задолжности. Этот крайний метод применялся в Польше при распродаже промышленных предприятий.
4. Разукрупнение крупных промышленных конгломератов с последующей продажей их по частям. Разделение прежних организационных структур с последующей приватизацией частично происходило в России.
5. Передача предприятия в руки трудового коллектива. Наиболее известным примером являются программы типа «ЭЗОП» в США.
6. Аренда и субподряд государственной собственности частным сектором: форма, применяемая в Китае. Эта форма дает возможность накопления средств для последующего выкупа предприятия при успешном хозяйствовании.
Существенным недостатком денежной приватизации является ее медлительность. Можно утверждать, что денежная приватизация не совместима как ключевой фактор с «шоковой» терапией экономики при условии обеспечения развития реального сектора экономики.
Проблемы встали в России на этапе форсирования денежной приватизации и залоговых аукционов, когда, например, 51% акций ОКБ имени Сухого и 50% акций Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» были выставлены на залоговый аукцион (и тут же реализованы) за 2 млн. долл. США и 1 млн. долл. США соответственно. И это при том, что цена одного самолета СУ-31 и СУ-35 составляет порядка 10 млн. долл. США, а вертолета Ка-50 «Черная акула» производства «Прогресса» - 6-8 млн. долл.
Таким образом, сопоставляя концепции ваучерной и денежной приватизации, необходимо рассматривать две сферы - чисто экономическую и социальную. Экономически, по крайней мере в кратко- и среднесрочной перспективе, для «больших» стран денежная приватизация располагает значительными преимуществами перед ваучерной, ибо эмпирически известно, что она не ведет к катастрофическому падению национального дохода и ВВП, что особенно заметно, если применять в системе национальных счетов не ВВП, а совокупный общественный продукт. Если же государство, проводящее реформы, ставит перед собой задачу скорейшего создания и укрепления новых социальных групп -новой буржуазии, то необходимость ваучерной приватизации становится более явной.
В РФ программа приватизации предусматривала ваучерную, денежную и «малую» приватизацию. Согласно законодательно принятой программе малые предприятия должны были распродаваться на торгах или могли быть напрямую проданы частным лицам, работающим на этих предприятиях. Крупные же предприятия должны были быть обязательно акционированы до приватизации. Корпоратизация средних предприятий до их разгосударствления оставалась на решение самих предприятий.
Программа приватизации устанавливала ограничения на приватизацию, обязательные для всех органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления, при этом запрещая введение дополнительных ограничений этими органами и расширенного толкования ограничений. При рассмотрении вопроса о приватизации объектов и предприятий правительство РФ, государственные контролирующие институты и территориальные органы власти имели право запретить приватизацию либо путем преобразования предприятия в акционерное общество открытого типа с закреплением 100% акций в государственной собственности, либо путем преобразования его в государственное (казенное) предприятие, финансируемое за счет государственных источников.
В случае принятия решения о приватизации способы ее проведения в каждом конкретном случае определялись рабочей комиссией по приватизации соответствующего комитета но управлению имуществом. Предприятия со стоимостью активов на 01.01.1992 не более 1 млн. руб. попадали под так называемую «малую» приватизацию через аукцион или конкурс. Объекты нежилого фонда, сданного ранее в аренду, объекты незавершенного строительства, имущество ликвидируемых или действующих предприятий также приватизировалось через аукцион. Предприятия-должники оставлялись до специальных указов президента РФ.
Основная же масса предприятий должна была быть в процессе приватизации превращена в акционерные общества открытого типа (АООТ).
Для них предусматривались следующие формы приватизации:
• закрепление пакета акций (в том числе и «золотой» акции) в государственной или муниципальной собственности;
• льготная продажа или передача акций членам трудового коллектива приватизируемого предприятия;
• выкуп имущества арендными предприятиями по договорам аренды;
• продажа акций на чековом («ваучером») или денежном аукционе;
• продажа акций по конкурсу, в том числе и приватизационному.
Можно лишь пожалеть, что конкурсы неаукционного характера до 1995 года практически не сыграли никакой роли. В российских условиях жестко применялась аукционная форма приватизации, хотя эксперты предупреждали, что заранее принимать на себя обязательство реализовывать приватизируемые предприятия в основном через аукцион, значит, отказываться от получения оптимальных для страны результатов по многим сделкам. Жесткое применение аукционного метода приватизации существенно связывало российской стороне руки на переговорах с зарубежными инвесторами.
Нормативная база приватизации, принятая в краткие сроки часто без межведомственного согласования, естественным образом не могла быть достаточно полной. Для развития Госпрограммы приватизации был издан ряд указов президента и ведомственных документов. При этом не были определены механизмы управления государственной собственностью, не сформулированы требования к новым собственникам по защите окружающей среды, механизмы обеспечения экономической независимости, безопасности и обороноспособности страны, взаимоотношений, распределения прав и обязанностей в части управления госсобственностью между центром и регионами. Помимо этого, вообще отсутствовали нормы и критерии, ограничивающие объемы преобразований одной формы собственности в другую. Понятия национализации и секвестра отсутствовали в нормативной базе вообще.
Процесс - приватизации сопровождался еще одним процессом демократизации экономики - либерализацией, в первую очередь либерализацией цен. Либерализация цен сопровождается отказом от их централизованного регулирования. Следовательно, цены складываются под воздействием рыночного механизма. Возможность формирования цен с помощью рынка связана с необходимостью введения свободной торговли для юридических и физических лиц.