Экономическое благо, предназначенное для обмена, называют товаром. Благо перестает быть товаром, когда владеющий им экономический субъект отказывается от намерения обменять его или когда оно попадет к индивиду, который не намеревается дальше обменивать его и намеревается заняться потреблением.
Экономический обмен благ предполагает, что в распоряжении субъекта находятся блага, имеющие для него меньшую ценность, чем другие блага, которыми распоряжается другой субъект, тогда как у последнего в оценке благ наблюдается другое соотношение; субъекты обладают возможностью осуществить обмен благ.
Все товары характеризуются особой способностью к сбыту, или ликвидностью.
Во-первых, способность товаров к сбыту ограничена по отношению к лицам, которым можно сбыть товар. Владелец товаров не может сбыть товары лицам, которые:
а) не имеют потребности в данных товарах;
б) по правовым или физическим причинам не могут приобрести данный товар;
в) не знают о возможности приобрести товар;
г) оценивают товар на сумму меньшую, чем продавец.
Во-вторых, ликвидность ограничена местностью, в которой можно реализовать товар, т. е. в данном районе должен быть круг лиц, имеющих потребность в данном товаре. Кроме этого, не должно быть правовых или физических препятствий для доставки товара в данную местность, а также должны окупаться расходы, связанные с его перевозкой.
В-третьих, ликвидность товаров ограничена количественно. Например, учебник по экономической теории может быть реализован относительно небольшой аудитории, в то время как романы какого-нибудь Бориса Акунина продаются в наводящих изумление количествах.
В-четвертых, способность товаров к сбыту ограничена сезоном, в течение которого может быть реализован товар. Так один товар можно продать только зимой, другой — исключительно летом, третий является демисезонным.
Основными свойствами товара являются следующие: ценность, стоимость, полезность, потребительная стоимость.
Потребительная стоимость товара — это его способность удовлетворять потребности людей. Если благо не обладает потребительной стоимостью, оно просто не найдет покупателя, не будет реализовано.
Полезность также выражает способность товара удовлетворять потребности, однако делает это несколько в иной форме, чем потребительная стоимость. Мы можем дать количественную оценку полезности, и если невозможно сказать точно, что данное благо во столько-то раз ценнее другого, то уж ранжировать товары в зависимости от их полезности каждый индивид в состоянии. Категория «потребительная стоимость» несет только качественную нагрузку, и нельзя сказать, что потребительная стоимость одного товара больше потребительной стоимости другого.
Свойства товара «стоимость» и «ценность» также близки по смыслу, означая некую субстанцию, которая позволяет сравнивать разные товары и делать вывод о том, что один товар является более дорогим, чем другой. Однако существуют нюансы, позволяющие говорить о их кардинальном различии.
Категория «ценность» отражает субъективную оценку индивидом товара, стоимость же является объективной характеристикой. Величина ценности товара для каждого человека своя, стоимость зависит от количества труда, капитала, земли, предпринимательства, затраченных на его производство.
Сведение величины стоимости к затратам труда, причем труда физического, приводило к неверной ценовой политике, к принижению роли умственного труда, капитала и земли в создании товара. Попытки искусственного определения цены на основе учета затрат труда были заведомо обречены на провал, и не только потому, что в создании стоимости участвуют все факторы производства, но и в связи с невозможностью математического сведения сложного труда к простому, творческого труда к рутинному.
Необходимо рассказать еще о существовании категории «меновая стоимость» —формы проявления стоимости в процессе обмена, определяющей количественные пропорции товаров в процессе обмена. Интересно, что соотношение между меновой и потребительной стоимостью для каждого экономического субъекта постоянно изменяется и причины таких перемен следующие:
1) изменения потребностей индивида (например, связанные с возрастом);
2) изменения свойств товара;
3) изменение количества товара (увеличение количества доступного распоряжению товара уменьшает его потребительную стоимость и увеличивает меновую; уменьшение количества приводит к обратным результатам).
Много ошибок и разногласий, как именно неточности и неопределенность смысла, который вкладывался в слово «стоимость». Основные концепции экономистов по вопросу о стоимости товара сформировались в течении XVII-XIX вв., и сегодня можно выделить три основных подхода к определению стоимости.
Первый основан на использовании теории трудовой стоимости К. Маркса. В соответствии с этим направлением производство и обмен товаров совершаются на базе их стоимости, которая определяется общественно необходимыми затратами труда. В этом случае товаропроизводители должны исходить из следующего закономерного положения: если индивидуальные затраты труда больше общественно необходимых, то та часть затрат, которая превышает последние, обществом не признается. При этом в основе стоимости товара лежит общественный труд, затраченный на его производство. Отсюда стоимость определяется как воплощенный в товаре общественный труд товаропроизводителей.
По К. Марксу стоимость товаров определяется не индивидуальным, а общественно необходимым рабочим временем, которое требуется для изготовления товара при наличии общественно-нормальных условии производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда.
Использование косвенных измерителей через сопоставление с другими товарами иногда подвергается нападкам со стороны противников теории трудовой стоимости, хотя речь идет об определении стоимости не средним трудом, а трудом, обусловленным общественными условиями производства и реализации.
      Второй подход основан на использовании теории предельной полезности. Эта теория нашла широкое применение у маржиналистов. Они выводят стоимость и цену из предельной полезности товаров и их редкости. Представители этого направления считают, что последовательное приращение одинаковых величин запаса блага, находящегося в распоряжении субъекта, за известной точкой сопровождается прогрессирующим уменьшением единицы полезности блага.
Полезность единицы запаса, или предельная полезность блага, определяет
величину стоимости данного товара.
При этом теоретики маржинализма, в частности представители австрийской школы, выделяют два вида ценности материальных благ – субъективную и объективную. Под субъективной ценностью понимают ценность материальных благ для данного субъекта, под объективной ценностью – рыночную цену товара. Определяющую роль представители австрийской школы отводят субъективной ценности, которая была заложена ими в теорию цен. Последняя рассматривается как результат столкновения на рынке субъектов оценки полезности данного товара со стороны покупателей и продавцов.
      Третий подход был сформулирован А. Маршаллом (неоклассик). Его позиция определения стоимости сводится к выяснению взаимодействий рыночных сил, лежащих на стороне спроса в виде предельной полезности, и предложения в виде издержек производства.
      Отсюда А. Маршалл делает вывод: полезность определяет предлагаемое количество, предлагаемое количество определяет издержки производства, издержки производства определяют ценности. Он считал, что цена, которую согласен уплатить за товар покупатель, определяется полезностью товара, при этом полезность рассматривал, как максимальную стоимость, которую может уплатить за товар покупатель.
      При определении цен А. Маршалл выделял два фактора, влияющих на цены: предельная полезность и издержки производства. Он считал, что цена, назначенная продавцом товара, определяется издержками его производства, а рыночные цены устанавливаются покупателями и продавцами в результате спроса и предложения.
      На рынке под воздействием изменений, происходящих в спросе и предложении, имеют место постоянные колебания рыночных цен. В соответствии с теорией трудовой стоимости такие колебания объясняются как отклонение цен от стоимости товаров. На этой основе производители товаров при их обмене вынуждены считаться общественной трудовой стоимостью товара, последняя служит базой цены. Равновесное состояние наступает при совпадении спроса и предложения. При определении стоимости блага на основе теории предельной полезности колебаниями цен происходят вокруг ценности «предельного продукта». Равновесная рыночная цена товара является результатом столкновения на рынке субъективной оценки полезности данного товара со стороны покупателей и продавцов.
      В итоге можно сделать вывод, что теория трудовой стоимости по К. Марксу и теория предельной полезности не противоречат, а дополняют друг друга. Если в первой наиболее глубоко разработан научный аппарат обоснования стоимости в соответствии с трудовыми затратами, то второй – теоретически обосновано наиболее эффективное использование основных факторов производства – труда, капитала, земли и т.д.