Рынок — совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров по ценам, устанавливающимся на основании взаимодействия спроса и предложения.
Условия возникновения рынка:
1. общественное разделение труда и специализации.
В любом многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами, т. е. специализируются на производстве тех или иных товаров и услуг
2. экономическая обособленность субъектов рыночного хозяйства — означает, что только сам производитель решает, то производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию.
Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности и за тем распространяется на коллективную собственность (кооперативы, АО, гос. предприятия). Если в обществе субъекты хозяйственной деятельности не наделены правами собственности, то рынок существовать не может.
3. разрешение проблемы трансакционных издержек — издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, по измерению свойств товаров. Если эти расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров не будет создан.
4. свободный обмен ресурсами — позволяет сформироваться свободным ценам, которые и будут подсказывать хозяйственным агентам наиболее эффективные направления их деятельности.
Составляющие рынка:
Для того чтобы рынок возник и функционировал в дальнейшем необходимо наличие спроса и предложения товара, наличие конкуренции, в ходе которой устанавливаются цены на данный товар и наличие частной собственности.
Существуют субъекты (продавцы и покупатели). В качестве субъектов выступают: домашнее хозяйство, фирмы, государство. Объекты (товары и деньги). В качестве товаров выступают не только произведенная продукция, но и факторы производства, а в качестве денег выступает все финансовые средства рынка.
Функции рынка: ценообразующая, посредническая, информационная (дает участникам рынка объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке), регулирующая (воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает сбалансированность спроса и предложения), интегрирующая (состоит в соединении сферы производства, сферы потребления), очистка рынка от неконкурентоспособных производителей.
Функции рынка:
1. через рынок осуществляется регулирование общественного производства, т. е. решаются проблемы, ЧТО производить, КАК производить, ДЛЯ КОГО производить.
2. через рынок устанавливается взаимосвязь производителей и потребителей. Каждый участник рынка является одновременно и покупателем и продавцом. Он покупает необходимые ему для жизни или собственного производства товары, а продает на рынке либо произведенную продукцию, либо имущество, либо рабочую силу.
3. через рынок происходит учет затрат на производство продукции. Рынок определяет не только то, что нужно произвести, но и то, на какие затраты общество может пойти, чтобы получить данную продукцию. Если затраты очень высоки, то ее не смогут купить и в дальнейшем она не будет производиться. Следовательно, на рынок поступает только та продукция, которая может быть раскуплена по ценам, покрывающим издержки.
4. на рынке устанавливаются цены. Цена колеблется под влиянием спроса и предложения. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то снижается цена, а, следовательно, производство и предложение данного товара. Напротив, высокие цены будут стимулировать производство, рост которого будет продолжаться до тех пор, пока не наступит равновесие между спросом и предложением, и, как следствие этого — равновесная цена.
5. рынок дифференцирует производителей, т. е. выживают те фирмы, у которых затраты на производство меньше, чем цены. Дифференциация производителей, следовательно, означает развитие эффективных фирм и разорение неэффективных.
Роль рынка — Преимущества рыночной системы:
1. гибкость и приспособляемость к изменяющимся условиям
2. оперативное использование новых
3. независимость производителей и потребителей в принятии решений
4. способность удовлетворять самые разнообразные потребности
Недостатки рыночной системы:
5. рынок не гарантирует права на труд и на доход
6. рынок не создает стимулы для производства продукции и услуг коллективного использования
7. рынок не ориентирован на производство социально-значимых товаров, а удовлетворяет лишь запросы тех, кто в состоянии заплатить.