1) Потребительский выбор и его особенности
2) Количественный подход к изучению поведения потребителей
3) Порядковый подход к изучению поведения потребителей

1. Перед каждым потребителем стоят 3 задачи:
1) Что купить?
2) Сколько стоит?
3) Хватит ли денег?
Проблемы:
 Полезность вещи
 Исследование цены
 Исследование дохода
Эти три проблемы составляют основу теории потребительского поведения.
В современной теории потребительского поведения предполагается, что:
1) Денежный доход потребителя ограничен
2) Цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными домохозяйствами
3) Все покупатели представляют потребительское поведение всех продуктов
4) Потребители стремятся максимизировать общую полезность.
Постулаты теории потребительского поведения:
 Множественность видов потребления, т.е. существует не насыщенность.
 Потребитель стремится иметь большее количество благ.
 Транзитивность: теория потребительского поведения исходит из постоянства и определённой согласованности видов потребителей.
 Субституция, т.е. взаимозаменяемые товары.
 Убывающая предельная полезность
В соответствии с данными потребительской теории потребительского поведения, имеются 2 подхода:
1) Кардиналистский – основан на теории потребительского поведения.
2) Ординалистский – предполагает использование метода «кривых безразличия»

2.
Благо
MU
P
MU/P

A
100
10
10

B
80
4
20

C
45
3
15

MU – предел полезности
Предположим, что потребитель удовлетворяет всего 3 потребности (А, В, С), предельная полезность благ (MU) и цены на эти блага (Р) представлены в данной таблице, из которой следует, что наибольшую полезность приносит благо В., поэтому потребитель должен распределит свой бюджет таким образом, чтобы получить больше блага В и меньше блага А. Поэтому задача заключается в перераспределении дохода таким образом:

MUA/PA = MUB/PB = MUC/PC

Используя данное правило, осуществляем перераспределение дохода. В результате получаем:
Благо
MU
P
MU/P

А
150
10
15

В
60
4
15

С
45
3
15

3. Ординалистская школа предлагает измерять предельную полезность с помощью шкалы, показывающей предпочтения потребителя.
Располагая определённым доходом с учётом сложившегося уровня цен, покупатель может и желает приобрести то или иное количество товара.
Кривая безразличия - совокупность потребительских наборов, обеспечивающих уровень удовлетворения потребностей покупателя.

РИСУНОК №10

Эта кривая показывает, что в каждой точке есть набор товаров, обеспечивающий одинаковое удовлетворение потребностей покупателя.
Зона субституции (замещение) – это участок кривой безразличия, на котором возможна эффективная замена одного блага на другое.

РИСУНОК №11

Количество блага А=ОТ – это минимальная, необходимая величина потребления блага А, от которого потребитель не может отказаться.
ОМ – минимальная величина блага В.
Взаимная замена благ А и В имеет смысл только в пределах участка RS.
Предельная норма замещения (MRS) – это количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу.

РИСУНОК №12

MRSAB = ─ ∆y / ∆x – предельная норма замещения

Бюджетная линия – это набор товаров, который покупатель способен приобрести при данном доходе по данным ценам.

I = PAX + PBY
PA  и PB – цены товаров А и В
Y – доход
X, Y – кол-во блага А и В

РИСУНОК №13

С использованием данного уравнения бюджетного замещения находятся равновесие потребителя. Оно устанавливается в точке касания, которая представляет собой равновесие потребителя.