3. По экономической сущности государственный бюджет – это денежное отношение, возникающее у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования отраслей национальной экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и гос. управления.
Составные части гос. бюджета:
 Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства и предприятий в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формы проявления этих отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения.
 Расходы – это экономические отношения, связанные с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Роль бюджета в экономике:
1. Является особой формой перераспределения отношений, связанных с обособлением НД в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований.
2. С помощью бюджета происходит перераспределение НД между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности.
3. Область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями финансовой системы.

Бюджетный дефицит – это финансовое явление, когда расходная часть государственного бюджета не покрывается доходной.
Качество бюджетного дефицита может быть различным:
 Он может быть вызван не6обходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики.
 Дефицит возникает в результате чрезвычайных обстоятельств, когда обычных резервов оказывается недостаточно.
 Дефицит может отражать кризисные явления в экономике: неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

При выработке стратегий борьбы с БД необходимо исходить из следующих положений:
 Дефицит бюджета не следует рассматривать как основную черту в развитии экономики, поскольку мировой опыт говорит о том, что он является, в разумных пределах, вполне допустим.
 Допустимый разрыв БД может составлять 2-3% от ВНП.
 Для покрытия БД могут быть использованы разнообразные формы государственного кредита, исключается полностью эмиссия денег. Дефицит покрывается только на заемной основе.

Программы мероприятий по ликвидации дефицита государственного бюджета должны включать в себя следующее:
 Изменение направлений инвестирований бюджетных средств в отрасли народного (национального) хозяйства с целью повышения их финансовой отдачи.
 Более широкое использование финансовых льгот и санкций, позволяющих полнее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирующих рост общественного производства.
 Резкое сокращение сферы государственной экономики и государственного финансирования.
 Финансирование только важнейших социальных программ.
 Привлечение иностранного капитала в страну.