1) Фирма, как основное звено микроэкономики. Её организационная структура.
2) Ценовая стратегия фирмы и её особенности.
3) Менеджмент и его основные функции.
4) Маркетинг и его организации в фирме.

1. Рыночная экономика выдвинула свою наиболее эффективную форму организации функционирования экономических агентов в фирму. Анализ фирмы осуществляется по двум направлениям:
1) В связи с исследованием и оценкой экономических процессов внутри фирмы с использованием предельных величин.
2) В связи с воздействием на фирму внешних факторов.
Для того чтобы фирма выполнила свои целевые функции, ею необходимо эффективно управлять. Эффективность управления зависит во многом от организационной структуры фирмы.
Классификация организационных структур:
 Производственная структура – облегчает внедрение новых технологий и новых продуктов и в дочерних предприятиях, но она увеличивает издержки управления, вызывает разрастание функциональных служб и необходимость координации в той или иной форме деятельности в территориальном разрезе.

РИСУНОК №26

 Функциональная структура – позволяет контролировать реализацию определённых функций производства, финансов, маркетинг относительно небольшим числом менеджеров, но она затрудняет пространственную координацию деятельности и создаёт трудности во внедрении новых продуктов и передачи технологического опыта от головной компании к дочерним.

РИСУНОК №27

2. Стратегия ценообразия содержит в себе концепции предприятия в определении цен на свою продукцию. Существует множество стратегий:
1) Стратегия «снятия сливок», которая состоит в высокой рентабельности продаж при уникальности изделия и отсутствия аналогов на рынке.
2) Стратегия следования за спросом удерживается на каждом новом снижении уровня цен достаточно долго до существенного сокращения спроса на данный товар.
3) Стратегия проникновения на рынок или ценовой прорыв. Проводится путём установления более низкой цены для проникновения на новые сегменты рынка.
4) Стратегия устранения конкуренции. Не позволяет потенциальным конкурентам выйти на рынок и её цель также добиться максимума продаж за короткое время. Устанавливается цена близкая к расходам, что даёт малую прибыль.
5) Стратегия сохранения стабильного понижения на рынке с сохранением умеренного процента рентабельности (отношение прибыли к затратам).
6) Стратегия поддержки и обеспеченности платёжеспособности предприятия.
Каждая из этих стратегий может быть связана с высокими или низкими ценами. Политика высоких цен применяется в том случае, если:
 Товар уникален и охраняется патентом
 Товар сложно производить
 Цена не является решающим фактором
 Рынок мал и нет конкурентов.
 Нет возможности изыскать дополнительные средства и снизить издержки производства.
Стратегии ценообразия определяются во многом типом рыночной структуры.

3. Менеджмент представляет собой основную форму управления фирмой.
В экономической теории под ним понимается система принятия и реализации решений, направленных на достижение оптимального из возможных, имеющихся вариантов использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Функции:
 Планирование – определение целей деятельности фирмы, направлений и средств её достижения, составляется бизнес-план фирмы, т.е. документ, который описывает все основные аспекты будущего коммерческого дела.
 Организационная – реализация данной функции заключается в том, чтобы создать структуру фирмы и обеспечить взаимодействие и координацию её подразделений для достижения поставленных целей.
 Мотивационная – создание мотивов к эффективному труду.
 Функция контроля – представляет собой сравнение показателей, представленных в плане с фактически достигнутым.

4. Маркетинг – рынкоделение.
Теория маркетинга возникла в США в XIX веке, как реакция на обострение проблемы реализации.
Первоначально он охватывал только сбытовую деятельность, но в 50-е гг. XX века он сомкнулся с теорией управления.
Основатель маркетинговой теории – Ф. Котлер.
Маркетинг отличался от предпринимательства тем, что его главная цель – удовлетворить вкусы покупателей.
Цели:
 Организация производства для удовлетворения существующих и потенциальных потребностей.
 Формирование и стимулирование спроса
Маркетинговая деятельность включает в себя следующие элементы:
1) Товар или услуга
2) Распределение или сбыт
3) Продвижение товара
4) Цены на товар
В настоящее время основным видом маркетинга является целевой маркетинг. Он включает:
 Сегментирование рынка, т.е. разбивка рынка на чёткие группы покупателей, которым могут потребоваться те или иные товары.
 Выбор целевых сегментов рынка, т.е. оценка и отбор одного или нескольких сегментов рынка для выхода на них со своими товарами.
 Позицирование товара на рынке, т.е. продвижение в тот или иной сегмент. Оно заключатся в том, какой должна быть стратегия для проникновения в данный сегмент. Эти стратегии делятся на 2 группы:
 Позицировать себя рядом с одним из существующих конкурентов и начать борьбу за свою долю рынка
 Разработать принципиально новую марку товара
 Распределение товаров. В маркетинге определяются каналы распределения продукции. При этом выделяют каналы: нулевого уровня, первого уровня и т.д.
Большое значение придаётся рекламе продукции, которая представляет собой метод ускорения движения товарной массы.