Кант начинает свое философское исследование с гносеологии и излагает свою гносеологию в работе «Критика практического разума». Он задается вопросом о познании, о закономерности его от лица всей науки, о границах познания.
Он объясняет, почему эта критика называется критикой не чистого практического разума, а просто практического разума вообще. Он доказывает, что чистый практический разум существует. С этой целью оно критикует всю его практическую способность.
Кант говорит, что познание начинается с чувственности (т.е. источник познания – чувства), но мыслятся они рассудком. Единство чувственности и рассудка – это опыт. Но существуют особые формы сознания, которые от опыта не зависят – априори, они являются некой изначальной данностью. А опыт, рассудок и чувственность призваны упорядочить априорные формы.
Априорные формы бывают:
- у чувственности. Априорной формой чувственности выступают пространство и время.  Мы воспринимаем мир только в пространстве и во времени. Только пространство систематизирует внешнее ощущение, а время – внутреннее.
- у рассудка. Априорной формой рассудка являются понятия.
Все априорные формы постоянны.
К. также различает понятия рассудка и разума. Разум – это высокая ступень познания, он имеет дело с идеями. Рассудок же имеет дело с понятиями.
Т.к. чистый разум действительно есть практический разум, то он на деле доказывает свою реальность и реальность своих понятий.
С допущением этой способности твердое основание приобретает и трансцендентальная свобода. Понятие свободы составляет опору всего здания системы чистого разума. Свобода единственная из всех идей разума, возможность которой не постигаем, а знаем a priori.