Экзистенция – существование, а не сущность.
Ведущая тема: антропология – проблема существования человека в мире и во времени.
Сартр и Камю представляли атеистическое направление философии.
Сартр: «Бытие и ничто», «Тошнота», «Чума».
Камю: «Эссе об абсурде»
Абсурд – характеристика нашей жизни.
Экзистенциализм- один из самых мрачных философских и эстетических направлений современности. Человек в изображении экзистенциалистов безмерно тяготится своим существованием, он носитель внутреннего одиночества и страха перед действительностью. Жизнь бессмысленна, общественная деятельность бесплодна, нравственность несостоятельна. В мире нет бога, нет идеалов, есть лишь экзистенция, судьба-призвание, которой человек стоически и беспрекословно подчиняется; существование – забота, которую человек должен принять, ибо разум не способен справиться с враждебностью бытия: человек обречен на абсолютное одиночество, его существование никто не разделит.
Экзистенциалисты пытались постигнуть человека в критических, кризисных ситуациях. Они сосредоточились на проблеме духовной выдержки людей, заброшенных в иррациональный, вышедший из-под контроля поток событий.
Жан-Поль Сартр
В 1939 г. известный философ Сартр публикует роман «Тошнота», представляющий художественное выражение идей экзистенциалистов. Сартр в своей философской системе отталкивается от абсурда как объективной бессмыслицы человеческого бытия.
Роман «Тошнота» представляет собой дневник ученого и философскую прозу нового типа: это роман о власти тошноты, в которой оказался ученый, находящийся в естественном для него состоянии изолированности от мира. Вместе с тем, состояние тошноты становится в романе Сартра емкой метафорой страха и одиночества, существования как такового. Это поиск своего «я» и смысла бытия, преодоление отвращение к себе.
Тем не менее французские экзистенциалисты (Камю, Сартр) теоретически отвергая всякое сотрудничество, на практике все-таки признают взаимопомощь людей.
Сартр в своей философии признает единственным достоверным фактом лишь существование земли и человека на ней.
В 1940 году Сартр написал пьесу «Мухи». Проблемы личной ответственности, выбора и свободы решались в ней на мифологической основе. В трагедии «Мухи» содержалась попытка противопоставить разум иррационализму и мистике.
Альбер Камю (1913-1960).
Альбер Камю был ближайшим соратником Сартра, также рассматривал свое творчество прежде всего как средство выражения своих философских взглядов.
В отличие от Сартра Камю не стремился изображать повседневную жизнь. Камю далек от интереса к быту, к «гуще жизни».
Творческий метод Камю логически вытекает из его философских воззрений: если мир лишен объективных законов, которые могут быть осмыслены человеком, то правильно воссоздать широкую панораму жизни невозможно, т.к. нет критерия правильности
Камю воссоздает лишь состояние человека, обреченного жить в своей эпохе. Камю и его персонажей мучит жажда ясности и одновременно сознание абсурдности такой жажды. Так как осмысления действительности достичь невозможно.
В произведениях Камю настойчиво варьировалась мысль о смерти, о поведении человека перед ее лицом.
В повести «Посторонний» Камю вкладывает в уста главного героя мысль о том, что все люди приговорены, только одни умрут раньше, другие несколько позже, стоит ли пытаться ценой унижений продлить себе жизнь чуть-чуть.
Это прославление свободы человека, которая завоевывается ценой презрения к смерти, продолжено Камю в эссе «Миф о Сизифе» (1942). Сизиф, персонаж древней легенды, в эссе Камю становится символом Человека, его судьбы, обреченности на смерть.
Французский экзистенциализм: Сартр, Камю.
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12009-08-30 02:06:36
Страница: 1