1) Рынок: условия его возникновения, роль и функции.
2) Структура рынка и его многоканальный характер.
3) Спрос, как экономическая категория. Факторы, влияющие на спрос.
4) Предложение, как экономическая категория. Факторы, влияющие на предложение.
5) Рыночное равновесие, равновесная цена.
6) Эластичность спроса и предложения. Эластичность по доходу. Перекрёстная эластичность.

1. Рынок – это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров по ценам, установленным на основании взаимодействия спроса и предложения в результате конкуренции.
Основными составляющими рынка являются:
 Спрос
 Предложение
 Конкуренция
 Цена
 Частная собственность

Объекты рынка – это товары и деньги.
В качестве товаров выступают не только производственная функция, но и факторы производства.
В качестве денег объектами являются все финансовые средства, важнейшие из которых деньги.
Субъекты рынка – это продавцы и покупатели. В их качестве выступают: домохозяйка, фирмы, государство.
Функции рынка:
 Через рынок осуществляется регулирование общественного производства
 Устанавливаются связи производителей и потребителей
 Через рынок осуществляется учёт затрат на производство продукции
 На рынке устанавливаются цены
 Рынок дифференцирует (производит), т.е. на рынке выживает та фирма, у которой затраты на производство продукции более низкие.
У рынка есть свои «+» и «-»:
 Гибкость, приспособленность к изменяющимся условиям.
 Оперативное использование новых технологий при производстве продукции
 Независимость производителей и потребителей в принятии решений
 Способ удовлетворять самые разные потребности

 Рынок не гарантирует право на труд и доход
 Не создаёт стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования
 Не ориентирован на производство необходимых товаров, а удовлетворяет запросы тех, у кого есть деньги.

2. Современный рынок характеризуется богатой и сложной структурой. Его можно классифицировать по ряду признаков:
1) По объектам рыночного обмена.
Виды рынка:
 Товарный
 Денежный
2) По организации рыночного обмена:
 Оптовый
 Розничный
 Экспортный
 Импортный
3) По формам собственности
 Частный
 Государственный
4) По видам конкуренции
 Рынок совершенной конкуренции
 Рынок несовершенной конкуренции
Признаки рынка совершенной конкуренции:
 На данном рынке присутствует множество покупателей и продавцов
 Полная мобильность всех ресурсов
 Имеет место полная информированность о ценах данного рынка
 Однородность товаров и услуг
 Цены устанавливаются  в результате взаимодействия спроса и предложения, а на данном рынке отсутствует какая-либо ценовая дискриминация
Если отсутствует хотя бы один из признаков совершенной конкуренции для данного трынка, то его можно отнести к рынку несовершенной конкуренции
5) По деятельности участников рынка в обеспечении соответствующих потребностей, начиная от духовных и до производственных
Производственный рынок – это составная часть рынка, обслуживающая совокупность отраслей материального производства и личные интересы общества, удовлетворяя их потребность в средствах производства и предметах потребления.
Данный рынок можно разделить на:
 Рынок средств производства – это сфера товарного обращения, отражающая экономические отношения между товаропроизводителями и потребителями, которые направлены на осуществление купли-продажи материальных ресурсов основного производства
 Рынок потребительский – это рынок товарного обращения, где осуществляется купля-продажа предметов потребления, т.е. продукция или товары, которые используются в сфере непроизводственного потребления для личных или коллективных целей
 Рынок рабочей силы – это сфера купли-продажи на основе договорных условий между покупателем рабочей силы (работодателем) и продавцом способностей человека, которые в дальнейшем используются в сфере материального производства
 Финансовый рынок – это совокупность операций по ссудам и займам купли и продажи иностранной валюта, обмену ценных бумаг и др.
 Рынок интеллектуальной продукции – включает в себя научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки, а также технические и духовные идеи и завершённые в этой области работы.

3. Спрос можно коротко определить как платёжеспособную потребность в том или ином товаре (отличие от категории «нужда»).
Потребности людей безграничны, но рынок отреагирует лишь на те из них, за которые потребитель в состоянии заплатить.
Существует зависимость между ценой и величиной спроса, которая может быть представлена в виде функции спроса.

Q = f (P)

Q – величина спроса
P – цена

РИСУНОК №5

На спрос влияют ценовые и неценовые факторы.
К ценовым факторам относится только цена, которая влияет на величину спроса.
К неценовым факторам относится следующее:
 Денежный доход
 Рост населения
 Размеры рынка
 Наличие товаров субститутов (заменителей)
 Индивидуальные вкусы покупателей
 Льготы потребителя (например: по подоходному налогу)

4. Предложение – это количество товара, которое производители могут и хотят произвести.
Оно зависит от цены. Чем цена выше, тем больше разница между полученной выручкой и произведёнными затратами, тем выгоднее производство данного товара и тем выше прибыль предприятия. Данная зависимость называется законом предложения.

РИСУНОК №6

Факторы:
1) Ценовые факторы – цена влияет на величину предложения
2) Неценовые факторы вызывают сдвиг функции предложения. Такие факторы, как:
 Цена факторов производства (ресурсов)
 Технология
 Ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики
 Размер налогов и субсидий
 Количество продавцов

5. РИСУНОК №7

Пересечение линий спроса и предложения даёт нам точку рыночного равновесия (Е). Она характеризует такое состояние рынка данного товара, при котором вся его масса, произведённая в расчёте на данную цену, может быть по ней продана.

РЕ – равновесная цена
Q – равновесный объём продаж

Если товар продаётся по цене, которая ниже равновесной, то возникают избыточный спрос и дефицит.
Если цена на данный товар устанавливается выше равновесной, то в этом случае на рынке существует излишек товара.

РИСУНОК №8

В случае увеличения спроса и соответственно сдвигов кривой спроса вправо вверх, увеличивается и равновесная цена, и равновесный объём продаж.

РИСУНОК №9

В результате изменения предложения (падения предложения) произошёл сдвиг кривой предложения влево вверх. Равновесие сместилось в точку Е1 и из данной ситуации следует, что равновесная цена возросла, а равновесный объём продаж уменьшился.

6. Эластичность – это мера реагирования одной переменной величины на изменение другой.
Эластичность выражает процентное изменение переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной.
Эластичность спроса по цене – есть процентное изменение потребности в товаре (спроса) в результате однопроцентного изменения цены.

ED = ∆QD (в %) / ∆PD (в %)

Е – эластичность
∆QD – изменение в спросе
∆PD - изменение в цене

Виды эластичности:
 Единичная эластичность – состояние, когда на каждый процент изменения цены объём спроса изменяется соответственно на единицу.
 Неэластичный спрос – ситуация, когда объём спроса в % изменяется медленнее, чем цена в %.
 Эластичный спрос – объём спроса в % изменяется быстрее, чем цена в %.
 Совершенно неэластичный спрос – ситуация, когда объём спроса не изменяется при любом изменении цены.
 Бесконечно эластичный спрос, – когда объём спроса может меняться до бесконечности при незначительном изменении цены.
Для расчёта эластичности спроса может быть использована формула:

ED = ∆Q/∆P • ½(P1+P2) / ½(Q1+Q2)

Факторы, влияющие на эластичность спроса:
 Наличие субститутов
 Удельный вес товара в бюджете потребителя
 Размер дохода
 Качество товара (чем качественней, тем менее эластичен спрос)
 Степень необходимости товара
 Размеры запасов (чем больше запас товара, тем больше эластичен спрос)
 Ожидания потребителя (инфляционное)
Эластичность предложения – процентное изменение предлагаемого количества товаров в результате изменения цены в %.
Эластичность предложения измеряется для большинства товаров в долгосрочном и краткосрочном периодах.
Для большинства товаров в долгосрочном периоде предложение значительно эластичнее, чем в краткосрочном периоде, т.к. предприятия не могут быстро переориентировать производство на увеличение выпуска продукции, а потому им для этого необходим определённый интервал времени.
Эластичность по доходу используется для того, чтобы отнести тот или иной товар к определённой группе, исходя из его качественных характеристик.
Используют следующие формулы для расчёта этого показателя:

Ey =∆Q (%) / ∆y • ½(y1+y2) / ½(Q1+Q2)

y – доход

Этот коэффициент может принимать различные значения:
1) < 0 – товар недоброкачественный
2) > 0 – товар качественный или нормальный
3) > 1 – товар роскошный
Перекрёстная эластичность спроса рассчитывается по формуле:

EAB = ∆QA / ∆PB • ½(P1B+P2B) / ½ (Q1A+Q2A)

Коэффициент перекрёстной эластичности спроса:
1) = 0 – товар нейтрален
2) > 0 – является товаром субститутом
3) < 0 – товар взаимозаменяем (комплиментарный)