1) Рынок: условия его возникновения, роль и функции.
2) Структура рынка и его многоканальный характер.
3) Спрос, как экономическая категория. Факторы, влияющие на спрос.
4) Предложение, как экономическая категория. Факторы, влияющие на предложение.
5) Рыночное равновесие, равновесная цена.
6) Эластичность спроса и предложения. Эластичность по доходу. Перекрёстная эластичность.
1. Рынок – это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров по ценам, установленным на основании взаимодействия спроса и предложения в результате конкуренции.
Основными составляющими рынка являются:
Спрос
Предложение
Конкуренция
Цена
Частная собственность
Объекты рынка – это товары и деньги.
В качестве товаров выступают не только производственная функция, но и факторы производства.
В качестве денег объектами являются все финансовые средства, важнейшие из которых деньги.
Субъекты рынка – это продавцы и покупатели. В их качестве выступают: домохозяйка, фирмы, государство.
Функции рынка:
Через рынок осуществляется регулирование общественного производства
Устанавливаются связи производителей и потребителей
Через рынок осуществляется учёт затрат на производство продукции
На рынке устанавливаются цены
Рынок дифференцирует (производит), т.е. на рынке выживает та фирма, у которой затраты на производство продукции более низкие.
У рынка есть свои «+» и «-»:
Гибкость, приспособленность к изменяющимся условиям.
Оперативное использование новых технологий при производстве продукции
Независимость производителей и потребителей в принятии решений
Способ удовлетворять самые разные потребности
Рынок не гарантирует право на труд и доход
Не создаёт стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования
Не ориентирован на производство необходимых товаров, а удовлетворяет запросы тех, у кого есть деньги.
2. Современный рынок характеризуется богатой и сложной структурой. Его можно классифицировать по ряду признаков:
1) По объектам рыночного обмена.
Виды рынка:
Товарный
Денежный
2) По организации рыночного обмена:
Оптовый
Розничный
Экспортный
Импортный
3) По формам собственности
Частный
Государственный
4) По видам конкуренции
Рынок совершенной конкуренции
Рынок несовершенной конкуренции
Признаки рынка совершенной конкуренции:
На данном рынке присутствует множество покупателей и продавцов
Полная мобильность всех ресурсов
Имеет место полная информированность о ценах данного рынка
Однородность товаров и услуг
Цены устанавливаются в результате взаимодействия спроса и предложения, а на данном рынке отсутствует какая-либо ценовая дискриминация
Если отсутствует хотя бы один из признаков совершенной конкуренции для данного трынка, то его можно отнести к рынку несовершенной конкуренции
5) По деятельности участников рынка в обеспечении соответствующих потребностей, начиная от духовных и до производственных
Производственный рынок – это составная часть рынка, обслуживающая совокупность отраслей материального производства и личные интересы общества, удовлетворяя их потребность в средствах производства и предметах потребления.
Данный рынок можно разделить на:
Рынок средств производства – это сфера товарного обращения, отражающая экономические отношения между товаропроизводителями и потребителями, которые направлены на осуществление купли-продажи материальных ресурсов основного производства
Рынок потребительский – это рынок товарного обращения, где осуществляется купля-продажа предметов потребления, т.е. продукция или товары, которые используются в сфере непроизводственного потребления для личных или коллективных целей
Рынок рабочей силы – это сфера купли-продажи на основе договорных условий между покупателем рабочей силы (работодателем) и продавцом способностей человека, которые в дальнейшем используются в сфере материального производства
Финансовый рынок – это совокупность операций по ссудам и займам купли и продажи иностранной валюта, обмену ценных бумаг и др.
Рынок интеллектуальной продукции – включает в себя научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки, а также технические и духовные идеи и завершённые в этой области работы.
3. Спрос можно коротко определить как платёжеспособную потребность в том или ином товаре (отличие от категории «нужда»).
Потребности людей безграничны, но рынок отреагирует лишь на те из них, за которые потребитель в состоянии заплатить.
Существует зависимость между ценой и величиной спроса, которая может быть представлена в виде функции спроса.
Q = f (P)
Q – величина спроса
P – цена
РИСУНОК №5
На спрос влияют ценовые и неценовые факторы.
К ценовым факторам относится только цена, которая влияет на величину спроса.
К неценовым факторам относится следующее:
Денежный доход
Рост населения
Размеры рынка
Наличие товаров субститутов (заменителей)
Индивидуальные вкусы покупателей
Льготы потребителя (например: по подоходному налогу)
4. Предложение – это количество товара, которое производители могут и хотят произвести.
Оно зависит от цены. Чем цена выше, тем больше разница между полученной выручкой и произведёнными затратами, тем выгоднее производство данного товара и тем выше прибыль предприятия. Данная зависимость называется законом предложения.
РИСУНОК №6
Факторы:
1) Ценовые факторы – цена влияет на величину предложения
2) Неценовые факторы вызывают сдвиг функции предложения. Такие факторы, как:
Цена факторов производства (ресурсов)
Технология
Ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики
Размер налогов и субсидий
Количество продавцов
5. РИСУНОК №7
Пересечение линий спроса и предложения даёт нам точку рыночного равновесия (Е). Она характеризует такое состояние рынка данного товара, при котором вся его масса, произведённая в расчёте на данную цену, может быть по ней продана.
РЕ – равновесная цена
Q – равновесный объём продаж
Если товар продаётся по цене, которая ниже равновесной, то возникают избыточный спрос и дефицит.
Если цена на данный товар устанавливается выше равновесной, то в этом случае на рынке существует излишек товара.
РИСУНОК №8
В случае увеличения спроса и соответственно сдвигов кривой спроса вправо вверх, увеличивается и равновесная цена, и равновесный объём продаж.
РИСУНОК №9
В результате изменения предложения (падения предложения) произошёл сдвиг кривой предложения влево вверх. Равновесие сместилось в точку Е1 и из данной ситуации следует, что равновесная цена возросла, а равновесный объём продаж уменьшился.
6. Эластичность – это мера реагирования одной переменной величины на изменение другой.
Эластичность выражает процентное изменение переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной.
Эластичность спроса по цене – есть процентное изменение потребности в товаре (спроса) в результате однопроцентного изменения цены.
ED = ∆QD (в %) / ∆PD (в %)
Е – эластичность
∆QD – изменение в спросе
∆PD - изменение в цене
Виды эластичности:
Единичная эластичность – состояние, когда на каждый процент изменения цены объём спроса изменяется соответственно на единицу.
Неэластичный спрос – ситуация, когда объём спроса в % изменяется медленнее, чем цена в %.
Эластичный спрос – объём спроса в % изменяется быстрее, чем цена в %.
Совершенно неэластичный спрос – ситуация, когда объём спроса не изменяется при любом изменении цены.
Бесконечно эластичный спрос, – когда объём спроса может меняться до бесконечности при незначительном изменении цены.
Для расчёта эластичности спроса может быть использована формула:
ED = ∆Q/∆P • ½(P1+P2) / ½(Q1+Q2)
Факторы, влияющие на эластичность спроса:
Наличие субститутов
Удельный вес товара в бюджете потребителя
Размер дохода
Качество товара (чем качественней, тем менее эластичен спрос)
Степень необходимости товара
Размеры запасов (чем больше запас товара, тем больше эластичен спрос)
Ожидания потребителя (инфляционное)
Эластичность предложения – процентное изменение предлагаемого количества товаров в результате изменения цены в %.
Эластичность предложения измеряется для большинства товаров в долгосрочном и краткосрочном периодах.
Для большинства товаров в долгосрочном периоде предложение значительно эластичнее, чем в краткосрочном периоде, т.к. предприятия не могут быстро переориентировать производство на увеличение выпуска продукции, а потому им для этого необходим определённый интервал времени.
Эластичность по доходу используется для того, чтобы отнести тот или иной товар к определённой группе, исходя из его качественных характеристик.
Используют следующие формулы для расчёта этого показателя:
Ey =∆Q (%) / ∆y • ½(y1+y2) / ½(Q1+Q2)
y – доход
Этот коэффициент может принимать различные значения:
1) < 0 – товар недоброкачественный
2) > 0 – товар качественный или нормальный
3) > 1 – товар роскошный
Перекрёстная эластичность спроса рассчитывается по формуле:
EAB = ∆QA / ∆PB • ½(P1B+P2B) / ½ (Q1A+Q2A)
Коэффициент перекрёстной эластичности спроса:
1) = 0 – товар нейтрален
2) > 0 – является товаром субститутом
3) < 0 – товар взаимозаменяем (комплиментарный)